Сочинский Парк науки и искусства «Сириус» на два дня станет местом проведения первого масштабного мероприятия с участием глав России и африканских государств. Саммит Россия — Африка, который стартует завтра, пройдёт под сопредседательством президента Российской Федерации Владимира Путина и президента Арабской Республики Египет, председателя Африканского союза Абдель Фаттаха Аль-Сиси. В те же даты пройдёт и экономический форум, который соберёт представителей российского, африканского и международного бизнеса и государственных структур. Программа максимум для российской стороны — развить торгово-экономические отношения и диверсифицировать формы сотрудничества, в том числе — в авиационной сфере. Если в минувшие два десятилетия страны чёрного континента приобретали российскую авиатехнику военного назначения, в грядущем десятилетии планируется «разбавить» поставки гражданскими лайнерами. Чтобы представить товар лицом, «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) привезли в Сочи два самолёта SSJ100. Оба борта до окончания форума будут находиться в сочинском аэропорту.
Показ самолётов является лишь видимой частью работы, направленной на продвижение на африканский рынок. В сообщении пресс-службы «Гражданских самолетов Сухого» отмечается, что компания изучила специфику пассажирских перевозок в регионе, выделила ключевые страны с точки зрения потенциала эксплуатации SSJ100 и проработала модель работы. По мнению маркетологов ГСС, африканский рынок имеет перспективы для продвижения региональных узкофюзеляжных самолётов, причём размерность в 100 кресел может быть вполне востребована. «Эксплуатация самолёта SSJ100 может быть наиболее эффективна на линиях с годовым объёмом перевозок от 50 до 200 тысяч пассажиров. Это перелёты между странами Южной, Западной и Восточной Африки. Они составляю почти 60% всех пассажирских перевозок Африки южнее Сахары», — приводятся в сообщении пресс-службы слова заместителя генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса Андрея Лебединца. Что касается стран с наибольшим потенциалом, в компании выделяют ЮАР, Нигерию, Анголу и некоторые страны Магриба. «Они обладают наиболее развитой маршрутной сетью и устойчивыми экономическими отношениями с Россией», — отмечается в сообщении.
Африканский авиарынок сегодня не входит в число крупнейших в мире, но в «Объединенной авиастроительной корпорации» его перспективы оценивают достаточно позитивно. Так в анонсированном на авиасалоне МАКС-2019 года 20-летнем прогнозе поставок воздушных судов отмечается, что темпы прироста населения на континенте будут самыми высокими в мире: в ближайшее десятилетие численность жителей возрастёт на 26,2% — до 1,62 млрд человек, а за последующие десять лет достигнет 2,0 млрд человек. К 2038 году удвоится и ВВП региона. С учётом этих факторов рост пассажирских перевозок ожидается на уровне на уровне 5,0% в год, что выше среднемирового уровня.
В то же время, существующий флот можно охарактеризовать как возрастный — в среднем самолёты перешагнули через 15-летний рубеж, а в сегменте региональных самолётов, которых насчитывается более 550, — и того более. Как следствие, за 20 лет парк воздушных судов должен радикально обновиться, а каждые три из четырёх бортов будут выведены из эксплуатации. Потребности именно в региональных самолётах сегодня оцениваются в 200 бортов (из которых на размерность около 100 кресел приходится около 13%), и большая часть этого спроса пока не закрыта контрактами (авиакомпании подписали соглашения на поставку 36 региональных лайнеров, из которых ни одного стоместного).
Возрастная структура флота заставляет эксплуатантов задуматься о новых поставках, однако авиапроизводителям, в том числе и «Гражданским самолетам Сухого», в первую очередь стоит опасаться конкуренции со стороны самолётов со вторичного рынка. В то же время Россия может предложить масштабные программы обновления флота, которые будут включать не просто поставку самолётов, а разворачивание полноценной операционной базы с техническим центром и всей необходимой инфраструктуры, отмечают в ГСС. Ну а главам африканских государств и крупным бизнесменам, развивающим торговые отношения с миром, могут понадобиться бизнес-джеты — этим объясняется наличие в Сочи сразу двух бортов: в ВИП-версии и в ливрее «Аэрофлота» — с салоном в двухклассной компоновке.