Фото Максима Стулова / Ведомости / ТАСС
Теперь офшоры должны самостоятельно сообщать в налоговые органы других стран о том, что на их территории действует компания-пустышка, принадлежащая иностранному бенефициару. Опрошенные Forbes юристы и налоговые консультанты называют эту работу «бомбой» для офшоров и продолжением «выжигания» офшорных структур
В конце октября ОЭСР опубликовала разъяснения о том, что другие страны могут получить информацию о компаниях-пустышках в офшорах и, что важно, о бенефициарах таких компаний. Раньше российские налоговые органы должны были самостоятельно найти возможные офшорные компании, принадлежащие российским бенефициарам, и запросить информацию у властей страны, где компания зарегистрирована. При этом налоговики должны были обосновать, зачем им такая информация, говорит партнер EY Мария Фролова.
По новым правилам обмена информацией офшоры должны будут самостоятельно сообщать налоговым органам других стран, если компании их налоговых резидентов — пустышки. Раньше такой обязанности у них не было. После получения такой информации налоговики могут запросить дополнительные сведения и инициировать налоговые проверки, предупреждает Александр Токарев, директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ.
Требование экономического присутствия
С 1 января этого года основные офшорные юрисдикции, в том числе популярные у российских бизнесменов Британские Виргинские острова и Каймановы острова, а также Бермудские острова, остров Мэн и Джерси ввели требования к зарегистрированным компаниям об экономическом присутствии. Сделать это им пришлось после угроз со стороны ЕС, который опубликовал список из четырех десятков стран с непрозрачным налогообложением.
Раньше можно было с минимумом затрат зарегистрировать компанию в офшоре — заплатить регистрационный взнос, арендовать кабинет в бизнес-центре и нанять директора-номинала. По новым правилам нужно иметь офис с персоналом, закупить оргтехнику и вести реальную деятельность — с расходами, адекватными уровню деятельности компании. В первую очередь новые требования коснулись холдинговых, лизинговых, финансовых компаний и владельцев торговых марок. О выполнении новых требований компании из офшоров должны были отчитаться перед местными налоговиками.
Предполагается, что налоговики могут получить данные уже за 2019 год, но более вероятно, что мера в полной мере заработает в отношении информации за 2020 год, сказала Фролова.
Штрафы и доначисления налогов
Новые правила обмена информацией по экономическому присутствию — это «процесс выжигания офшорных структур», говорит Рустам Вахитов, партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза». Один из налоговых консультантов, с которыми пообщался Forbes, назвал эту работу «бомбой» с точки зрения последствий для бенефициаров бизнеса, зарегистрированных в офшорах.
За невыполнение требований офшорные юрисдикции грозят компаниям штрафами — от 10 000 до 100 000 у.е, говорилось в материалах КПМГ. К примеру, штраф на BVI составляет $20 000. Предусмотрены и более серьезные меры — исключение из местного реестра компаний. Кроме того, если налоговые органы страны, получившей информацию о своем резиденте, установят факт вывода прибыли в офшор, то таким компаниям грозят санкции. Доначисление налогов по суммам, выплаченным офшорным компаниям, будут настолько существенными, что их деятельность лишится экономического смысла, сказал Токарев.
Пока новые требования выполнили не все, говорит партнер EY Мария Фролова. «Вышли не все и не из всех офшоров, — признает источник Forbes в одной из деловых организаций, — процесс идет, крупный бизнес офшорами уже не злоупотребляет, так как компании давно готовились к ужесточению регулирования и деофшоризации».
Forbes обратился за комментариями в Федеральную налоговую службу, ответа на момент публикации материала не получил.
К чему это все приведет?
Обмен информацией является дополнительным стимулом для ухода из офшоров, ведь несоответствие требованиям об экономическом присутствии теперь грозит штрафами не только в самом офшоре, но и в странах, в которых находятся компании, перечисляющие средства в офшоры, предупреждает Токарев.
Для самих офшорных юрисдикций неисполнение требований о спонтанном информировании может повлечь за собой жесткие санкции, в том числе внесение в «черный список» ЕС.
Другая мера, которую могут применить к офшорам и низконалоговым юрисдикциям, — это ограничение на получение финансирования от международных организаций.
Все это способно существенно повредить их имиджу и снизить популярность среди потенциальных клиентов, полагает Токарев.
редакция рекомендует
Упущенный триллион: удастся ли России вернуть капиталы из офшоров
Измененная география: богатые люди разлюбили офшоры