История школы

В наше трудное и тревожное время нам, россиянам, необходимо не забыть, не потерять самого главного – нашего наследия. Сегодня для нас очень важно знать свою родословную, историю своего города, села, своей школы.

Едва ли найдется другая школа в Горном Алтае, которая имела бы такую же долгую, интересную и богатую историю, как Чемальская школа. Основанная в 1861 году, она без малого 150 лет гостеприимно открывает двери своим воспитанникам.

Середина 19 века. Чемал представляет собой небольшое поселение из нескольких дворов, разбросанных вдоль Катуни. У кромки соснового бора Бешпек, как раз на том самом месте, где сейчас находится наша школа, стоит маленькая деревянная церквушка Иоанна Богослова. В 1861 году настоятелем Чемальского миссионерского стана назначен молодой иеромонах Макарий Невский (в миру Михаил Андреевич Парвицкий), в этом же году он организует обучение детей инородцев. Первоначально занятия проводились прямо в церкви, где по праздникам и в выходные дни шло богослужение, а в будни занимались дети. Детей алтайцев-кочевников собирать для занятий было трудно, особенно в теплое время года, когда родители кочевали. Часто отцу Макарию приходилось ходить из юрты в юрту и заниматься не только с учениками, но и с их родителями.

Отец Макарий очень любил детей и обладал каким-то особым даром располагать их к себе. Он говорил с ними простым доступным им языком, и дети охотно слушали его. Часто в тихие летние вечера ребятишки сами прибегали к церкви. Он усаживал их под высокой сосной, заменявшей колокольню, и рассказывал о сотворении мира, о диковинных животных, о дальних странах, о боге. Беседуя с детьми, он замечал, что у них гноятся глаза, что сами они грязны и завшивлены. Отец Макарий приносил мыло, заставлял их отмыть всю грязь с лица и рук, а затем старательно накладывал им на глаза примочки.

Макарий Невский был первым из миссионеров, кто вел обучение детей-алтайцев на их родном языке. Именно здесь, в Чемале, он начинает работу над созданием первых алтайских учебников: «Алтайского букваря», «Алтайско – русского словаря» и «Грамматики алтайского языка».

В документах Томского архива отмечается: « За неусыпную деятельность и труды по обучению в Чемальской и Чопошской селениях детей обоего пола Всемилостивейшее причислен к ордену Святой Анны второй степени».

Нельзя не восхищаться жизненным подвигом этого удивительного человека. От настоятеля убогого миссионерского стана, учителя бедных детей он прошел долгий и трудный путь служения народу до митрополита Московского и Коломенского, священноархимандрита Свят-Троицкой Сергиевой лавры, члена Святейшего Синода, а после смерти прославлен в лике святых.

В 1864 году отец Макарий уезжает из Чемала, всем сердцем полюбив этот уголок Алтая. Всю свою жизнь он будет питать особые, теплые чувства к своему любимому детищу Чемальской школе.

Исследуя архивные документы и другие источники мы по крупицам восстанавливаем историю нашей школы. Например, в Отчете о состоянии инородческих школ при Алтайской духовной миссии от 3 февраля 1869 года отмечалось: «в Чемале, где нет ни одного члена миссии и школа с половины прошлого 1868 года закрыта, ибо штат служащих при сем стане и окладе жалования, с учреждением Благовещенского монастыря на Чулышмане, в декабре 1864 года переведен туда, а занимавшаяся с того времени обучением детей в Чемальской школе сестра милосердия (из С.П.Б. общины графини Орловой – Давыдовой), получающая из неокладных сумм миссии по 60 рублей в год на свое содержание, со 2 половины 1868 года переселилась в село Чепош… Посему в Чемале для возобновления школы необходим особый член миссии, с жалованием, по крайней мере, в 90 рублей».

Как долго школа не функционировала выяснить не удалось. Предположительно, она возобновила свою работу в начале 1870-х годов. Как стало известно, примерно в это время начала свою трудовую деятельность Козлова Ирина Макаровна. По национальности алтайка, она родилась и выросла в Чемале, была любимой ученицей отца Макария, училась в Улалинском монастыре, вернувшись в родное село сама стала учительницей.

Макарова – Мирская в своей книге «Полтора месяца на Алтае» записала воспоминания Ирины Макаровны: «Я здешняя Чемальская. Чемал тогда крохотный был, а всё-таки и здесь про науки слышали, и захотелось мне научиться грамоте… Ушла я четырнадцати лет в Улалинский монастырь… Училась там семь лет… потом вернулась обратно в Чемал. Отец Макарий дал мне послушание чемальских детей обучать, испугалась я говорю: - Что я могу? Сама читать, писать да считать умею! - А он мне – Детей учи и сама учись. - Так и учила я двадцать четыре года.»

Первое упоминание о школе как общественном учреждении относится к началу 80-х годов 19 века. В отчетах Алтайской Духовной миссии за 1883 год имеются следующие сведения: «Для удобства учащихся прибавилось в пределах Миссии новое, просторное и удобное здание в селе Чемал, взамен тесной избы, едва вмещавшей в себя немалочисленных охотников до грамоты. Весьма хорошее училище это выстроено на счет Бийского купца Марка Пискарева, употребившего на этот предмет1000 рублей». Новое здание школы было построено рядом с Николаевской церковью.

С этого времени Чемальская церковно-приходская школа больше не прекращала своего существования. Из архивных документов известно, что в ней обучалось:

  • 1885  год  –  35 учеников: мальчиков 17, девочек 18, учитель Козлова Ирина Макаровна.

  • 1898 год – 21 ученик: мальчиков 12, девочек 9, учитель инородец Иван Пахомов, в библиотеке книг разных наименований 178  экземпляров.

  • 1909  год  –  32 ученика: мальчиков 21, девочек 11.

  • 1917  год  –  двухклассная мужская школа обучалось 22 ученика, учителя Василий Кондратьевич Манеев и Иван Павлович Кучуков.

После завершения строительства в 1875 году Николаевской церкви миссионерский стан перенесён на новое место. Старый Иоанно-богословский храм временно пустовал, вскоре здесь поселилась семья брошенных детей, со временем туда стали приходить и другие беспризорники. Местный священник Пётр Бенедиктов начинает хлопотать о создании детского приюта для сирот-инородцев близлежащих сёл, который и был открыт в 1896 году. Возглавила его Козлова Ирина Макаровна, которая к тому времени уже проработала 24 года в Чемальской церковно-приходской школе. Всю свою жизнь она посвятила воспитанию детей, её педагогический стаж около сорока лет. Эта замечательная женщина с добрым, ласковым лицом, отзывчивым и чутким сердцем стала для десятков обездоленных детей и учителем, и воспитателем, и другом, и заботливой любящей матерью.

С годами приют разрастался, требовались воспитатели, учителя, средства на содержание детей, поэтому в 1911 году при детском приюте была открыта женская трудовая община. Община, которой миссия выделяла всего 400 рублей в год, сама содержала себя, приют и миссионерскую школу. У них была пашня, огород, пасека, они держали скот, птицу. Излишки продуктов продавали дачникам. На лето дети переселялись в бараки, а жилые помещения сдавали отдыхающим.

Большой вклад в развитие миссионерской школы внесла Михайлова Лидия Тихоновна-игумения Людмила , которая была назначена в 1910 году заведующей детским приютом. Вот как описывают её очевидцы: « У матушки Людмилы симпатичное лицо и большие умные, ласковые глаза. Она небольшого роста, в скромном монашеском одеянии… Она не белоручка, простая, добрая женщина с великой любящей душой, охотно отдающая свои способности трудному делу».

Многие обвиняли миссию том, что она тормозит культуру и готовит из девочек монашек. На что Лидия Тихоновна отвечала: « Ничуть! Мы не принуждаем детей к вечному посту, мы радуемся их молодому веселью, но все наши цели сводятся к тому, чтобы через них распространять нравственность, трудолюбие, стремление обставить жизнь удобствами и довольством. О, мы далеки от аскетизма! Дети должны быть детьми». Лидия Коцевольская, журналистка из Томска, побывавшая в приюте в 1912 году, писала: «Детишки в приюте чистенькие, скромненькие, жизнерадостные, трудолюбивые, набожные, почтительные».

Главным для общины было воспитание девочек-алтаек, поэтому личности воспитателей и учителей имели большое значение. В школе работали, как светские учителя, так и сёстры из общины. Лидия Тихоновна, имевшая большой опыт работы с детьми-сиротами ещё в Томске, сумела подобрать замечательных педагогов, таких как Евгения Владимировна Дымман (монахиня Евфросинья) учительница словесности.Дочь потомственного дворянина, действительного статского советника имела прекрасное образование, говорила и писала на пяти европейских языках, имела грамоту Святейшего Синода за отличное исполнение обязанностей учительницы, а также серебряную медаль на двойной Владимирской и Александровской лентах. В годы Советской власти она преподавала в Томском государственном университете. Сама Лидия Тихоновна в 1913 году награждена серебряной медалью с надписью «За усердие».

В 1913 году в приюте была открыта второклассная женская школа, куда принимали девочек, окончивших начальные классы церковно-приходских школ, из семей священнослужителей и детей приюта. Кроме предметов обычной школы грамоты проводились занятия по письмоводительству, музыке, рукоделию, сельскохозяйственным работам и даже обучали их тому, как переплетать книги и шить обувь. Большое внимание уделялось занятиям по медицине, особо отличившихся девочек отправляли в Москву Марфо-Мариинскую обитель для обучения на сестёр милосердия.

К 1915 году в общине живут и работают 29 сестёр, они воспитывают более пятидесяти девочек. Однако миссионеры хотели видеть Чемальскую школу педагогическим училищем. В августе 1915 года из канцелярии митрополита Московского и Коломенского Макария получено распоряжение об открытии при Чемальской второклассной школе одногодичных педагогических курсов с целью подготовки учителей для церковно-приходских школ. Для занятий было приобретено всё необходимое. Известно, что учебники, художественная и богословская литература, приборы для проведения опытов по физике, химии и другие учебные принадлежности доставлялись сюда из самой столицы. В это время в общине проводятся большие преобразования. Её территория превращается в строительную площадку: в 1912 году построена трапезная, новый жилой дом, в 1914 году – новая церковь, в 1915 году старый Иоанно-богословский храм перенесён на остров Патмос, в этом же году занятия начались в новом двухэтажном здании.

Таким образом, в начале ХХ века Чемальская второклассная школа была одной из лучших на Алтае, как по степени мастерства педагогов, по оснащённости школьным оборудованием и учебными принадлежностями, так и по уровню подготовленности выпускниц. Однако она успела сделать всего три выпуска 1917 – 1919 годы, так как после Октябрьской революции женская община была распущена, а на базе второклассной женской школы организована Духовная семинария.

В Чемале в 1919 году открыта трёхгодичная учительская семинария, которая содержалась на средства Земства. Но просуществовала она недолго всего несколько месяцев, так как в селе утвердилась Советская власть. В 1920 году по решению Ойротского облОНО семинария была реорганизована в среднюю единую трудовую школу второй ступени с семилетним сроком обучения, которая уже имела программу наркомпроса. Восьмой и девятый классы считались педагогическим техникумом.

Школе было присвоено имя III Интернационала. Директором был назначен молодой талантливый педагог Красноусов Александр Михайлович, впоследствии профессор, директор института литературы Академии педагогических наук, позднее ректор Саратовского пединститута. Школа имени III Интернационала разместилась в двухэтажном здании бывшей второклассной женской школы, туда же была переведена и начальная школа. С тех пор и по 1997 год Чемальская школа находилась в этом здании. Многие поколения чемальцев учились здесь разумному, доброму, вечному, но это уже другая страница истории.